Консультация для родителей.
Игры для развития мелкой моторики рук с использование нестандартного оборудования. Речь и мяч.
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаются источником творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:
▪ мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
▪ верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
▪ кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
▪ прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
▪ щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
▪ платочки;
▪ бигуди;
▪ счётные палочки;
▪ резиночки для волос;
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В своей работе с детьми я использую каучуковые мячики.
Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
В настоящее время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом, выбирая на любой вкус. Каучуковые мячики легко помещаются в ладошках детей, не выскальзывают из рук. Используя мяч в работе с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом используемыми в коррекционной практике:
· игры с мячом отвлекают ребенка от речевого дефекта;
· освобождают от утомительной неподвижности;
· помогают разнообразить деятельность детей, включая в работу различные уровни регуляции;
· развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
· регулируют силу и точность движения, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
· формируют произвольное и непроизвольное внимание;
· нормализуют эмоционально-волевую сферу.
Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и организма в целом, оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков и формирование высших психических функций.
Предлагаю вам комплекс «Разминка» для мелкой моторики с использованием небольших каучуковых мячиков, в который входят элементы массажа.
Разминка № 1
Ручки, ручки, просыпайтесь.
Пальчики, пальчики, просыпайтесь.
Головка, головка, просыпайся.
Животик, животик, просыпайся.
Ножки, ножки, просыпайтесь. (О. Крупенчук)
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.
Разминка № 2
Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять.
Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.
Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. (О. Крупенчук)
Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку.
Бежит ежик по дорожке.
Бежит ежик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс, —
Жалко ежика до слез. (К. Шеффер)
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Веселые прыжки.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Никогда не плачут,
Вместе с нами скачут. (3. Александрова)
Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Наши ручки.
Это ручка — правая.
Это ручка — левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая. Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые. (О. Крупенчук)
Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Ходит ежик без дорожек.
Ходит ежик без дорожек
По лесу, по лесу
И иголками своими
Колется, колется.
А я ежику-ежу
Ту дорожку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки. (О. Крупенчук)
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Подготовила Урусова А.Х.