Меню

Регистрация

Консультация для родителей.

Игры для развития мелкой моторики рук с использование нестандартного оборудования. Речь и мяч.

 Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

 В. А. Сухомлинский 

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

 Педагог В.А. Сухомлинский   писал, что  истоки  способностей  и дарований  детей  находятся  на кончиках их пальцев. От  них, образно говоря, идут  тончайшие  ручейки, которые питаются  источником  творческой  мысли. Чем больше  уверенности и  изобретательности в движениях  детской  руки, тем тоньше  взаимодействие  руки  с  орудием  труда, а чем  сложнее  движения  этого  взаимодействия, тем  ярче  творческая   стихия  детского  разума. Чем больше  мастерства  в детской  руке, тем  ребёнок умнее.

         Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

▪ мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

▪ верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

▪ кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

▪ прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

▪ щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

▪ платочки;

▪ бигуди;

▪ счётные палочки;

▪ резиночки для волос; 

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает  психоэмоциональное  напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

В своей работе  с детьми  я использую  каучуковые мячики.

 Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени   рождения этих игр.

В настоящее  время любой ребёнок  имеет  возможность играть с  мячом, выбирая  на любой  вкус. Каучуковые мячики легко помещаются в  ладошках  детей,  не выскальзывают  из рук. Используя мяч в работе с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным  инструментом  используемыми в коррекционной практике:

·       игры с мячом отвлекают ребенка от речевого дефекта;

·       освобождают от утомительной неподвижности;

·       помогают разнообразить деятельность детей, включая в работу различные уровни регуляции;

·       развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

·       регулируют силу и точность движения, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

·       формируют произвольное и непроизвольное внимание;

·       нормализуют эмоционально-волевую сферу.

 

Развивая  мышечную силу, усиливают  работу  важнейших органов. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и организма в целом, оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков и формирование высших психических функций. 

Предлагаю вам комплекс «Разминка» для мелкой моторики  с использованием небольших каучуковых мячиков, в который входят элементы массажа. 

Разминка № 1

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

Ножки, ножки, просыпайтесь.  (О. Крупенчук)

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге. 

Разминка № 2

 Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

Только брату отдает: Брат у брата мяч берет.  (О. Крупенчук)

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку. 

Бежит ежик по дорожке.

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —

Жалко ежика до слез. (К. Шеффер)

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. 

Веселые прыжки.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут. (3. Александрова)

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки. 

Наши ручки.

Это ручка — правая.

Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая. Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.   (О. Крупенчук)

Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. 

Ходит ежик без дорожек.

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.  (О. Крупенчук)

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.     

Итак,  если будут развиваться  пальцы  рук, будут  развиваться  речь  и  мышление ребёнка, отпадут проблемы  обучения  не только  в первом классе, но и  в  дальнейшем.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. 

Подготовила Урусова А.Х.