Меню

Регистрация

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подготовила воспитатель Лоташ А.А.

  В современном мире наблюдается тенденция: границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более агрессивными, жёсткими. Мужчины наоборот стеснительными и боязливыми. Такое поведение берет начало с дошкольного детства, когда ребёнок проходит этап гендерной социализации. Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования социального пола ребенка — одна из важнейших и актуальных проблем дошкольного образования. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли. Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности воспитанников.

  Гендерный подход в воспитании детей - это такая тактика в воспитании, при которой учитываются индивидуальные особенности ребёнка, а так же характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о психологических, нравственных, социальных качествах мальчиков (мужчин) и девочек (женщин), культурном взаимоотношениях  между мальчиками и девочками.

Целью гендерного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста основ гендерного поведения (моделей поведения и отношений между мальчиками и девочками)  на «идеальных» образах девочки (женщины) и мальчика (мужчины) и взаимоотношений между ними.  

Результатом гендерного воспитания становится гендерная воспитанность - интегральное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, культурных и личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения и взаимоуважения.

  От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции. Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же учится различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности могут быть связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

  В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры. Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы. В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам. В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для "мужских" или девочек для "женских", это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли. К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

 

  Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении. Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в современном ДОУ, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, это связано с увеличением количества неполных семей, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми.    Педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время. У девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости.

  Таким образом, гендерные представления педагогов основываются на традиционных требованиях к представителям разного пола.  Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. Однако, некоторые мальчики совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые, являются результатом педагогического влияния воспитателей. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, при ответе на вопрос девочки стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков,  не редко,  развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка важную роль играют сверстники, которые фиксируют нарушение гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в поло-ролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — сильных девочек отталкивают девочки и мальчики не принимают, т.к. такие девочки порицаются педагогом.

 

 В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.