Меню

Регистрация

Консультация для родителей

«Посеешь привычку – пожнешь характер»

Воспитатель  Золотарева Оксана Николаевна

Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. Любое новое действие, выполняемое малышом, не совершенно. Делая первые шаги, он с трудом удерживает равновесие, но день ото дня ходит увереннее. Это значит, что ребенок овладел навыки ходьбы. Вымыть самостоятельно руки для маленького ребенка тоже не просто, но проходит время, и малыш, ежедневно выполняя процедуры, вырабатывает и этот навык.

 Навыками называют действия, которые выполняются автоматически. Навыки закрепляются в результате многократно выполняемых действий, если ребенок, повторяя действие, совершает ошибку, нужный навык не образуется. Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие. Например, купили ребенку новую книжку раскраску, сели вместе с ним за стол и показали, как и что правильно надо делать, не забудьте обратить внимание на позу ребенка. Если с самого начала не показывать ребенку как надо правильно сидеть за столом у него может сложится не правильная привычка, что может привести к искривлению позвоночника. Исправлять неправильно выработанную привычку труднее, чем сразу выработать правильную.

Чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются новые навыки. Так, например, умея пользоваться ложкой, четырехлетний ребенок без труда научится есть вилкой или научившись ходить на лыжах, легче научится кататься на коньках.

С овладение навыком возрастает общая умелость, а значит и способность к обучению. Приобретая навык, ребенок получает возможность совершать те или иные действия легко и быстро.

Кому из взрослых не знакома обращенная к детям фраза: «Что надо сказать?..», ребенок в таком случае безошибочно произносит: «Спасибо». Без напоминания благодарят только те дети, у которых имеется привычка это делать.

Привычки, как и навыки представляют собой частично автоматизированные действия. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных, одинаковых или сходных условиях. Если ребенка научили, например, перед сном умываться, и он будет делать это регулярно, сначала по указанию взрослых, а потом самостоятельно, то постепенно эта привычка укрепиться, он уже не ляжет спать, не умывшись. Если ребенок, встав из-за стола до окончания еды, то благодарит взрослых, то забывает и ему не напоминают об этом, привычка не сформируется. Пользование навыком лишь от случая к случаю затрудняется образование привычки. На основе привычек у ребенка формируются черты характера. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильные помощи по хозяйству – основа воспитания трудолюбия как черты характера. Воспитывая привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке, взрослы тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.

Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них складываясь в дошкольном возрасте остаются на всю жизнь.

В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра – самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребёнка дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно. Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство у дошкольника привычки доводить начатое до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, её конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т.п.

«Только привычка открывает возможность вносить те или другие свои принципы в характер ребенка, в его нервную систему, в его природу», - писал русский педагог К. Д. Ушинский.