Меню

Регистрация

Консультация для родителей

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В СЕМЬЕ»

 Подготовила музыкальный руководитель  Меджидова О.П.

 Семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.

Однако, в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и дошкольного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления.

Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Известны слова Г. Нейгауза:   «Хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.

В Китае считается, что когда в семье отец и сыновья, старшие и младшие братья слушают музыку вместе, не нарушаются согласие и родственная любовь, устанавливается гармония; поскольку соединяются инструменты, чтобы украсить песню, и согласуются темп и ритм, чтобы сделать совершенной красоту музыкального произведения. Таким образом, устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между всеми народами. Гак в Древнем Китае понимали значение музыки.

В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы — родители. Начинать надо, прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование. Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, посвистывают певчие птицы, в лесу кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель..., а это — лесной ручеек. Все  множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои. Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет - «у-у-у», листья шуршат - «ш-ш-ш»).

Так и в древности — человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук — красивый и протяжный. Вели, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.

Не пожалейте времени, чтобы все это показать ребенку, попробуйте вместе с ним — вы сами услышите, как рождается музыка.

Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе — не сомневайтесь, все это вы услышите в ней.

Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.

Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

-обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями.

вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа.

сформировать основы музыкальной культуры;

-развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, музыкально-образовательная деятельность):

-способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессиональною обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются oбогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Пели ребенок слышит народные мелодии с ранней) детства, он. естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красот) классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную, как взрослую, так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой. Например:

«Детский альбом» П.И. Чайковский

«Карнавал животных» К.Сенс - Санс

•     куры и петухи

•     королевский марш льва

•     лебедь

•     антилопы

•    слон

•    длинноухие персонажи

•     кенгуру

•     аквариум

•     кукушка в чаще леса

«Кукушка» Л.Дакен

«Песнь жаворонка» П.И.Чайковский

«Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский

«Пение птиц» Ж.-Ф. Рамо

«Бабочки» Ф.Куперен

«Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков

«Утро» Э.Григ

«Лунный свет» К.Дебюсси

«Времена года» Л.Вивальди

«Весенняя» Ф.Мендельсон

«Весной» Э.Григ

•     «Волшебное озеро» А.Лядов

•     «Ручеек» Э.Григ

•     «Шествие гномов» Э.Григ

•     «В пещере горного короля» Э.Григ

•     «Вальс цветов» П.Чайковский

•     «Тамбурин» Ж.-Ф.Рамо

•     «Музыкальная табакерка» Л.Даргомыжский

•     «Петрушка» Э.Вилла-Лобос

«Маленький негритенок» К.Дебюсси

«Юмореска» А.Дворжак

«Мелодия» Х.Глюк

«Королевский вальс» И.Штраус

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Таким образом, происходит обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в отношениях родителей и детей.

В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, гуманизировать стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями.

Только с Вашим небезразличным участием мы, музыкальные руководители, сможем воспитать в Ваших детях любовь к искусству, к ею многогранным образам и краскам.