Меню

Регистрация

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе.

Тема: «Волшебное яйцо»

 Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности.

 Задачи: расширять представление детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. Воспитывать социально-личностные качества ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и т. д. Развивать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое опытным путем, мыслительные способности.

 

Оборудование: на каждого ребенка 2 яйца, салфетки, ложечка, 2 пластиковых стакана с водой, соль, тарелочки.

 

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а чтобы узнать, что у меня в корзинке, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может разбиться

Может свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

 

Сегодня речь пойдет о яйце.

 

Воспитатель: Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо считалось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы.

Кто знает, какая польза человеку от куриных яиц?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Яйцо — это удивительный продукт, потому что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляют наш организм (мозг, зрение, сердце, память) и предохраняют от многих заболеваний. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и кости.

Воспитатель: Скажите, а откуда берутся яйца? Их несут только куры?

Ответы детей.

Давайте проведем пальчиковую гимнастику «Гнёздышко» с использованием маленьких мячиков:

Птичка ветки собрала,

Птичка гнездышко свила.

(Прокатывание мячиков по часовой стрелке между ладонями).

И снесла яичко

Умница  синичка.

(Показывают «яичко» в «гнездышке».)

Ты яичко покатай, так у птиц заведено,

(Прокатывание мячиков по часовой стрелке между ладонями).

Очень хрупкое оно.

 

Д/И «Чье это яйцо?»

Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети называют, чье яйцо (например: курица – куриное, индюк – индюшиное, и т.д.)

 

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на яйцо. Назовите, пожалуйста, его внешние признаки. Вы хотели бы посмотреть, что внутри яйца и проделать некоторые опыты? Как называются люди, которые проводят опыты, эксперименты?

(Ученые, исследователи.)

Где они проводят опыты?

Что нужно соблюдать во время проведения опытов?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Превращаемся в исследователей. Надевайте фартуки.

 

Физминутка (дети выполняют движения по стихотворение)

Мы ученые ребята,

Любим все мы проверять.

Дунем влево, днем вправо –

Будем воздух изучать.

Не забудем мы про воду,

И с яйцом пойдем играть. 

Опыт № 1.

«Что внутри»

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в тарелочки. Смотрим, из чего состоит яйцо.

Что мы видим в центре?

Какой желток?

Что вы видите вокруг желтка?

Густая прозрачная жидкость — это белок, из белка состоят все живые организмы.

Давайте рассмотрим оболочку яйца, какая она? (Хрупкая, ломкая, тонкая). Вывод: яйцо состоит из 3 элементов – скорлупа - оболочка яйца, белок густая масса, в центре желток.

  

Опыт №2.

«Тонет, не тонет».

Воспитатель: Как вы думаете, яйцо может плавать в воде или утонет?

Предположения детей.

 Воспитатель: Проверим? У вас на столах два стакана с водой. В один добавляем соль и растворяем ее. Берем яйцо, аккуратно опускаем яйцо в пресную воду. Что мы видим? (яйцо тонет)

Теперь аккуратно достаем яйцо ложкой и опускаем его в стакан с соленой водой. Что мы видим теперь? (яйцо плавает)

Как вы думаете, почему яйцо держится на поверхности? Правильно, растворенные в воде частички соли не дают ему тонуть. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке.

А теперь давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что видим?

Вывод: в пресной воде яйцо утонуло, в сильно соленой плавает на поверхности, а в слабо соленой плавает посередине.

 

  Опыт № 3.

«Яйцо и газированная вода»

Воспитатель: Ребята, несколько дней назад мы погрузили яйцо в газированную воду. Что хотели проверить? (Что произойдет с яйцом).

Посмотрите, как изменилось яйцо. Скорлупа совсем растворилась, яйцо увеличилось в объеме. Стало желтым и упругим.

Вывод: газированная вода разрушает скорлупу, меняется цвет.

Ребята, как вы считаете можно пить газированную воду в большом количестве? На что в организме может отрицательно повлиять газировка?

Опыт № 4

«Вареное или сырое»

Воспитатель: На столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить?

Предположения детей.

 Воспитатель: В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Опыт №5

«Яйцо в бутылке»

Воспитатель кладет вареное яйцо на горлышко пустой бутылки. Оно не проходит в горлышко.

Воспитатель: Как вы думаете, пролезет ли это яйцо в бутылку?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Вареное вкрутую яйцо положим на смазанное горлышко пустой бутылки, но перед этим опустим в бутылку горящую бумагу. Бумага потухнет, а яйцо окажется в бутылке.

Воздух в бутылке нагревается, от чего молекулы воздуха приходят в движение начинают отталкиваться друг от друга.

Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Пламя гаснет, молекулы воздуха начинают охлаждаться и притягиваться друг к другу. Это явление в науке называется парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

 

Итог:

Воспитатель:

Кем мы сегодня были? Что нового вы сегодня узнали о яйце?