Меню

Регистрация

НОД по познавательному  развитию (математика) в старшей группе. 

Тема:  Путешествие в страну Математику. 

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления. 
Задачи: 
образовательные: совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10; умение называть соседей числа; закреплять  знания о геометрических фигурах;  умение ориентироваться на листе бумаги; решать простые задачи; формировать умение работать в команде; 
развивающие:  развивать речь, внимание, творческие способности, логическое мышление, память, мелкую моторику рук; 
воспитательные:  воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять;

Оборудование:
на каждого ребенка листы бумаги, геометрические фигуры, простые и цветные карандаши, цифры, билеты.


Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в детский сад пришло письмо. Вот оно.  «Я - Королева страны Математики. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила»
Мы отправимся с вами в путешествие? 
Приглашаю всех детей,
В путь отправиться скорей

Ждут вас испытания,

Сложные задания.
Воспитатель: Дети на чем же мы отправимся в путь?
(ответы детей)
Я вам предлагаю путешествовать на самолёте.
Но нам нужны билеты, чтобы попасть на самолёт. Билет можно получить, ответив на вопрос.
Послушайте занимательные задачки:

1. У бабушки Маши

внучка Даша,

кот Пушок,

собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки?


2.  В лесу росла береза.

На ней росли яблоки:

1 зеленое, 2 красных, 1желтое.

Сколько всего яблок на дереве?

3.Над площадкой летели птицы:

голубь, щука, две синицы.

Сколько всего птиц?

4.Какое сейчас время года?

5.Перечисли все осенние месяцы?

6.Сейчас утро или вечер?

7.Сегодня четверг, а завтра?

8.Назови дни недели, начиная с понедельника.

Воспитатель:  Вы получили билеты. Нужно сосчитать, сколько точек на билете, и найти место с цифрой, соответствующей  количеству точек.
Вы готовы? Тогда удачи!

Дети закрывают глаза и считают от 1 до 10. 

Воспитатель: Посмотрите и скажите, что вы видите? Правильно геометрические фигуры. Ведь мы находимся в стране Математики. Это не простые фигуры, волшебные. Чтобы получить сюрприз, надо выполнить задания всех геометрических фигур.
Отгадайте загадку и назовите геометрическую фигуру, про которую эта загадка. 

Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем -  прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)
Правильно - квадрат. А задание, вот какое. 
Цифры такие непоседы! Они   постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.
Д/игра «По порядку становись!».
Дети берут по одной цифре,  «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись!» дети строятся по порядку. Игра повторяется 1 раз.

 

Воспитатель: А теперь цифры надо поставить наоборот.  (Дети выполняют)
Теперь отгадайте следующую загадку: 
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?   (круг)

Воспитатель: Правильно. Что же приготовил круг?
Д/игра «Назови соседей». Назовите соседей числа.

 

Гимнастика для глаз – для снятия зрительного напряжения. 
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз. 
Вправо, влево, кругом, вниз, 
Повторить ты не ленись. 
Укрепляем мышцы глаза. 
Видеть лучше будем сразу
Следующая загадка. 
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник).
 
Воспитатель: Выложите узор, сохраняя закономерность (Дети выкладывают закономерность) 

 

Воспитатель: Молодцы, вот какая интересная игра! А теперь отдохнём!

Следующая загадка.

Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон (овал)

 

Вот его задание. Решите-ка задачи.

У домика утром два зайца сидели,
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домиков зайцев сидит?   (1)
         

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один,
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?   (2)
     

Не поедет без приказа,
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор?   (3)
       

Я рисую Кошкин дом,
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки,
В домике у кошки.   (4)
       

У стены стоят кадушки,
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек.

Сколько было в них лягушек?  (5)      

  

Физминутка.

                                                  Раз - согнулись, разогнулись,

                                                  Два – нагнулись,   потянулись,

                                                  Три – в ладоши три хлопка,

                                                  Головою три кивка.

                                                  На – четыре руки  шире,

                                                  Пять, шесть – тихо сесть.

Воспитатель: Последняя загадка. 
У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
А зовусь… (прямоугольник)
У прямоугольника вот какое задание.  Поселить все геометрические фигуры в один дом. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. 
Чтобы в этом доме было уютнее, мы раскрасим наши фигуры в разные цвета. 

Воспитатель: Хорошо справились с этим заданием.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями, получите сюрприз. Вручение медалей. Садимся на самолёт и летим обратно в детский сад. Дети закрывают глаза и считают от 10 до 1.

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание.

 

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе.

Тема: «Волшебное яйцо»

 Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности.

 Задачи: расширять представление детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. Воспитывать социально-личностные качества ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и т. д. Развивать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое опытным путем, мыслительные способности.

 

Оборудование: на каждого ребенка 2 яйца, салфетки, ложечка, 2 пластиковых стакана с водой, соль, тарелочки.

 

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а чтобы узнать, что у меня в корзинке, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может разбиться

Может свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

 

Сегодня речь пойдет о яйце.

 

Воспитатель: Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо считалось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы.

Кто знает, какая польза человеку от куриных яиц?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Яйцо — это удивительный продукт, потому что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляют наш организм (мозг, зрение, сердце, память) и предохраняют от многих заболеваний. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и кости.

Воспитатель: Скажите, а откуда берутся яйца? Их несут только куры?

Ответы детей.

Давайте проведем пальчиковую гимнастику «Гнёздышко» с использованием маленьких мячиков:

Птичка ветки собрала,

Птичка гнездышко свила.

(Прокатывание мячиков по часовой стрелке между ладонями).

И снесла яичко

Умница  синичка.

(Показывают «яичко» в «гнездышке».)

Ты яичко покатай, так у птиц заведено,

(Прокатывание мячиков по часовой стрелке между ладонями).

Очень хрупкое оно.

 

Д/И «Чье это яйцо?»

Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети называют, чье яйцо (например: курица – куриное, индюк – индюшиное, и т.д.)

 

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на яйцо. Назовите, пожалуйста, его внешние признаки. Вы хотели бы посмотреть, что внутри яйца и проделать некоторые опыты? Как называются люди, которые проводят опыты, эксперименты?

(Ученые, исследователи.)

Где они проводят опыты?

Что нужно соблюдать во время проведения опытов?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Превращаемся в исследователей. Надевайте фартуки.

 

Физминутка (дети выполняют движения по стихотворение)

Мы ученые ребята,

Любим все мы проверять.

Дунем влево, днем вправо –

Будем воздух изучать.

Не забудем мы про воду,

И с яйцом пойдем играть. 

Опыт № 1.

«Что внутри»

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в тарелочки. Смотрим, из чего состоит яйцо.

Что мы видим в центре?

Какой желток?

Что вы видите вокруг желтка?

Густая прозрачная жидкость — это белок, из белка состоят все живые организмы.

Давайте рассмотрим оболочку яйца, какая она? (Хрупкая, ломкая, тонкая). Вывод: яйцо состоит из 3 элементов – скорлупа - оболочка яйца, белок густая масса, в центре желток.

  

Опыт №2.

«Тонет, не тонет».

Воспитатель: Как вы думаете, яйцо может плавать в воде или утонет?

Предположения детей.

 Воспитатель: Проверим? У вас на столах два стакана с водой. В один добавляем соль и растворяем ее. Берем яйцо, аккуратно опускаем яйцо в пресную воду. Что мы видим? (яйцо тонет)

Теперь аккуратно достаем яйцо ложкой и опускаем его в стакан с соленой водой. Что мы видим теперь? (яйцо плавает)

Как вы думаете, почему яйцо держится на поверхности? Правильно, растворенные в воде частички соли не дают ему тонуть. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке.

А теперь давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что видим?

Вывод: в пресной воде яйцо утонуло, в сильно соленой плавает на поверхности, а в слабо соленой плавает посередине.

 

  Опыт № 3.

«Яйцо и газированная вода»

Воспитатель: Ребята, несколько дней назад мы погрузили яйцо в газированную воду. Что хотели проверить? (Что произойдет с яйцом).

Посмотрите, как изменилось яйцо. Скорлупа совсем растворилась, яйцо увеличилось в объеме. Стало желтым и упругим.

Вывод: газированная вода разрушает скорлупу, меняется цвет.

Ребята, как вы считаете можно пить газированную воду в большом количестве? На что в организме может отрицательно повлиять газировка?

Опыт № 4

«Вареное или сырое»

Воспитатель: На столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить?

Предположения детей.

 Воспитатель: В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Опыт №5

«Яйцо в бутылке»

Воспитатель кладет вареное яйцо на горлышко пустой бутылки. Оно не проходит в горлышко.

Воспитатель: Как вы думаете, пролезет ли это яйцо в бутылку?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Вареное вкрутую яйцо положим на смазанное горлышко пустой бутылки, но перед этим опустим в бутылку горящую бумагу. Бумага потухнет, а яйцо окажется в бутылке.

Воздух в бутылке нагревается, от чего молекулы воздуха приходят в движение начинают отталкиваться друг от друга.

Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Пламя гаснет, молекулы воздуха начинают охлаждаться и притягиваться друг к другу. Это явление в науке называется парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

 

Итог:

Воспитатель:

Кем мы сегодня были? Что нового вы сегодня узнали о яйце?